История

Завоевателем Дагестана был Маслама бен Абдул Мелик. Однако, как пишет Гасан Эфенди Алкадари, по молве, распространенной среди мусульман, этому завоевателю присваивается имя Абу  Муслима.
По поводу присвоения ему этого прозвища критики разноречивы: некоторые объясняют, что этот почтенный Маслама в действительности имел также прозвище Абу-Муслим, под каковым он стал известен в этих странах, а некоторые пишут, что здесь ему с самого начала было, несомненно по ошибке, присвоено имя Абу-Муслим, которое так и сохранилось в предании. Во всяком случае, завоевателем Дагестана был этот почтенный Маслама бен Абдул-Мелик. Умер он в 739 году в Сирии в местности Хатун. Известный историк Ибн-Касир пишет, что упомянутый Маслама был великим полководцем, обладавшим совершенством, известным храбростью и равным почтенному Халиду бен Валиду, да будет к нему милостив Аллах. Если говорят, что помимо него другой Абу-Муслим является завоевателем, то это неверно, так как кроме него было два лица выступавших по имени Абу-Муслим, но ни один из них не мог в то время отправиться в Дагестан. А именно один — это тот Абу Муслим, который в 747 году, выступив из Хорасана, содействовал переходу власти от Омейядов к Аббасидам. Его походы ограничивались теми краями, а в Дагестан ни одного его похода не было. Другой же тот шейх Абу-Муслим, который в пятом веке Хиджры прибыл сюда с семьей из Аравии, занялся в Дагестане обучением религии и распространением шариата и под конец умер в Аварии в центральном селении Хунзах, где его могила стала известным местом. Как известно, в Хунзахе существует традиционно почитаемая могила Абу-Муслима, где в здании, возведенным над ней, хранятся сабля и халат. Сабля, приписываемая Абу-Муслиму, имеет слегка изогнутое лезвие длиной 90 см и шириной 4 см с канавкой посередине, а также ручку длиной 12 см. На лезвии вырезаны тамга и надпись, по-видимому, не позднее 14 века. Надпись эта читается с трудом по причине потертости, но все же на ней можно, видимо, разобрать следующее: «Сделал медник Мухаммад ал-Езди», то есть из иранского города Езд. Об этом святилище упоминает под 1828 г. Хрисанф: «в городе Хунзахе находится гробница кади Абу-Муслима», который согласно местной рукописной истории «ввел в том народе исповедание магометанское». Далее в «Хунзах наме» говорится, что после завоевания и исламизации Аваристана шейх Абу-Муслим двинулся на Тушетию, но на подходе к ней заболел, а затем умер и был похоронен в Хунзахе; в одной арабовязычной записи, найденной в сел. Рахата, говорится, что шейх Абу-Муслим был тяжело ранен в сражении, происшедшем около сел. Ансалта (Ботлихский район), и перед смертью завещал похоронить себя в Хунзахе. Известный кавказовед прошлого столетия А. Бакиханов писал, что шейх Абу-Муслим «жил с семейством своим в Дагестане» в 5 веке по хиджре (между 1009 и 1107 годами), в «Хунзахе показывают его могилу под каменным сводом», где «хранятся его сабля и верхняя одежда — халат». В уже упоминавшейся «Истории сел. Аргвани» сказано лишь то, что первый «имам» хунзахцев Абу-Муслим скончался в Хунзахе через тридцать лет после своего появления там. Что же касается «Тарих Дагестан», то в ней написано, что Абу-Муслим был первым «имамом» Хунзаха и там жe пребывал его внук, но где погребен названный шейх не говорится» Итак, наиболее вероятно, что в пределах конца 11 — начала 12 вв, скорее всего в период существования султаната иранских Сельджукидов, еще до разгрома кавказских мусульман Давидом Строителем (1120 – 1124), столица христианского Сарира Хунзах была захвачена пришедшим из Кумуха отрядом мусульман. Во главе его стоял воин и проповедник ислама Абу-Муслим, происходивший, возможно, от тех потомков Абу-Муслима Хорасани, которые осели в Южном Дагестане в 10 веке. Этот Абу-Муслим, ставший первым мусульманским правителем Хунзахского плато, выступал при этом еще и как религиозный вождь — имам. Он скончался на территории Аваристана и был погребен в Хунзахе.