уммахан великий

красное лицо, приятный тембр речи. Говорил он на литературном языке и обладал хорошей памятью. С людьми, находившимися в унылом состо-янии, он старался шутить, чтобы редким, интересным словцом или выра-жением, успокоить их и даже развеселить. Из уст его никогда не исходили гнусные слова и гневные речи. Будучи и в радости и в горе, при народе он постоянно улыбался, как знатным людям, так и самым что ни есть низким, и этим заставлял их забывать свои тревоги и печали.Ума-хан вообще относился к людям с состраданием, был щедр по от-ношению к ним и оказывал помощь любому несправедливо обиженному человеку, который обращался к нему с просьбой об этом. Ума-хан регу-лярно обследовал положение дел в своем войске, кормил голодных, дарил одеяния плохо одетым, выслушивал тех, что приходили к нему со своими нуждами, а также оказывал помощь беднякам с учетом, однако, их реаль-ного состояния. Он справедливо разрешал тяжбы, возникавшие, между жестокими притеснителями и потерпевшими – бедняками. Сам никого не притеснял, даже по мелочам.Ума-хан был человеком чрезвычайно мягким и щедрым. Занимаясь политикой, управляя народом, он максимально избегал жестокостей. Если ему и случалось гневаться, гнев свой он скрывал. Когда одерживал побе-ды, получал над кем-нибудь в чем-либо превосходство, соответствующих этому горделивых речей не произносил. Испытаний не проводил. Челове-ка, поступившего дурно или допустившего оплошность, он часто прощал. По отношению к беднякам был милосердным, [потомству] пленных ока-зывал внимание. Раздавал многие богатства и в результате удостаивался наивысших похвал. Он одарил тысячи людей и, естественно, поэтому его щедрость и великодушие получили широкую известность. Характеризо-вался он лишь с похвальной стороны.К числу его похвальных качеств и особенностей характера относи-лись отвага, выдержанность и стойкость в бою, проявляемая, причем и тогда, когда вся масса людей уже дрогнула. На фоне простонародья Ума-хан воистину был как победоносная луна среди звезд. На фоне же князей и властителей он был подобен свирепому льву. Он презирал страх. Прослав-ленные амиры при встрече с ним вели себя как ягнята. Ума-хан никогда никому не завидовал, а если кто проявлял зависть по отношению к нему, то ничего не добивался. Если кто-либо делал зло Ума-хану, ссорился с ним, то он отвечал такому человеку обильными подарками. Этим он побеждал своего противника, привлекал к себе завистника и в результате добивался того, чего хотел – соперник оказывался у его ног.По отношению же к одному особо настырному завистнику, в течение длительного времени отказывавшемуся от предлагаемых ему денег, Ума-хан применил такую хитрость: несколько рабов Ума-хана были тайно по-сланы с поручением украсть коней и угнать скот названного завистника, находившийся тогда в разных местах, в том числе и на горных пастбищах, а затем – доставить все это на окраины Чеберлоевского (чарбиял) и Ки-ялалского (киялал) вилаятов.

В результате Ума-хан по сути дела победил своего упрямого противника, и тот превратился в его верного слугу.Важным достоинством Ума-хана было то, что, не рассмотрев обсто-ятельств дела лично, он не наказывал никого из своих подданных за про-ступки якобы совершенные ими. Величие Ума-хана проявлялось и в том, что казнь мусульманина он считал событием экстраординарным. К при-меру, за все время своего правления он пролил кровь лишь одного един-ственного человека: то ли гортколинца, то ли ободинца – здесь информа-торы расходятся – и то, за то, что тот в уединенном месте общался с чужой женой. Но сколько раз Ума-хан говорил потом: «Лучше бы я не убивал точеловека, не проливал его крови!» Этим он высказывал свое сожаление по поводу происшедшего и горесть из-за того, что случилось тогда.Одним словом: этот Ума-хан был человеком с большой буквы, одним из острых мечей всемилостивого Алла

ха! Всех особенностей его характе-ра здесь, однако, не охватить. Его достоинства воистину неисчислимы! Да вознаградит его Всевышний раем в день Страшного суда!»

Оставить коментарий: